Аэросани


Разновидностей техники, способной передвигаться по глубокому снегу, не так уж и много. К подобному транспорту можно отнести разве что снегоходы, мотобуксировщики, вездеходы на гусеницах и шинах сверхнизкого давления, и аэросани, которые пользуются заметно меньшей популярностью, чем вся остальная снегоходная техника. Из-за низкой популярности продажа аэросаней практически неразвита, купить их довольно сложно. Но благодаря тому, что устройство аэросаней технически несложное, их можно изготовить своими руками.

Немного истории

История аэросаней началась более века назад. Они стали первым снегоходным транспортом. До этого люди передвигались по снегу только на лыжах и запряженных в сани лошадях, либо верхом на них. Разработаны первые аэросани были, как нетрудно догадаться, в России еще в самом начале XX века. Первые модели представляли собой простейшую конструкцию из дерева и металла с установленным двигателем и толкающим воздушным винтом. Двигатель устанавливался бензиновый, хотя на первых порах предпринимались попытки установки парового.

Аэросани РФ-8
Аэросани РФ-8

Аэросани активно использовались в годы Первой Мировой войны, особенно немцами, которые прекрасно понимали, что сложно подобрать более подходящий транспорт для передвижения по заснеженным просторам. Аэросани тех времен разгонялись до 60 и более км/ч, что в те годы было весьма прилично. Изготовление осуществлялось из наиболее легких и прочных материалов (фанера, алюминий), а форма корпуса была максимально обтекаемой, что в автомобилях стало применяться только спустя десятилетия. Конечно, по современным меркам, аэросани тех времен выглядят убого и примитивно, но тогда они были эффективным транспортом и грозным оружием.

Аэросани Henschel
Немецкие аэросани Хеншель

В годы Второй Мировой войны аэросани массово использовались как Советским Союзом, так и Германией. В эти годы скорость аэросаней, оснащенных автомобильными и авиационными двигателями уже доходила до 100 и более км/ч, что даже для многих современных снегоходов является пределом. Кстати о снегоходах: снегоходный транспорт с гусеничным движителем изобрели позднее аэросаней более чем на 10 лет, и он в первой половине XX века не нашел такого широкого применения, как аэросани.

В послевоенное время аэросани использовались в качестве быстроходного транспорта в труднодоступных районах крайнего севера, дальнего востока и Казахстана. Одними из самых узнаваемых являются аэросани Север-2 (на фото), представляющие собой автомобиль «Победа» на лыжах и с авиационным двигателем. Позже появились модели без лыж и с плоским дном, способные передвигаться как по снегу, так и по воде. Подобные аэросани амфибия способны развивать скорость более 80 км/ч как на воде, так и на снегу. Однако сегодня они применяются не так широко, как лет 40 назад, что вызвано массовым распространением снегоходов и прочей снегоходной техники, которая в ряде случаев может быть эффективнее аэросаней.

Аэросани Победа
Аэросани Север-2

Устройство аэросаней

Любые аэросани состоят из трех основных компонентов:

  1. корпуса;
  2. двигателя;
  3. воздушного винта.

Технически их конструкция предельно простая, что позволяет при некоторых знаниях, навыках и, желательно, опыте сделать аэросани своими руками. Конструкция может быть оснащена 3-4 лыжами, или же опираться всей своей нижней поверхностью, что обычно используется на амфибиях. Воздушные винты для аэросаней в большинстве случаев используются толкающие двух-, трех- или четырехлопасные. Управляется транспортное средство с помощью поворотных лыж или воздушных рулей, а тормоз может быть реализован посредством реверса воздушного винта или конструкции, упирающейся в снег.

Аэросани Lotus
Аэросани Lotus

Аэросани часто оснащаются закрытой кабиной с отоплением, т.к. передвигаться приходится при низких температурах и сильном ветре, который создается воздушным винтом. Мощность двигателя может составлять от 5 до 300 и более л.с. Кузов делается с максимально низким коэффициентом лобового сопротивления, что улучшает эффективность и снижает расход топлива. При малой массе и хорошей аэродинамике скорость аэросаней даже с 15-20-сильным двигателем может составлять более 100 км/ч. Расход топлива при этом может быть даже ниже, чем у снегохода. Многое зависит от воздушного винта, низкая эффективность которого не позволит реализовать всю мощность двигателя.

Достоинства и недостатки аэросаней по сравнению со снегоходами

Начнем с достоинств:

  • простота конструкции;
  • высокая надежность;
  • высокая скорость;
  • возможность самостоятельного изготовления.

Аэросани, вероятно, обладают и множеством других достоинств. Но их широкое распространение сдерживает ряд недостатков, основными из которых являются:

  • низкая эффективность воздушного винта по сравнению с гусеницей;
  • высокий расход топлива при равной мощности (в большинстве случаев);
  • сложность преодоления крутых подъемов и, при малой мощности, страгивания с места;
  • сильный шум и воздушный поток, создаваемый винтом;
  • маневренность и, иногда, проходимость ниже, чем у снегоходов;
  • опасность, создаваемая воздушным винтом.

Может быть, можно привести еще несколько недостатков, сдерживающих массовое распространение аэросаней. Однако это не смущает многочисленных любителей активного отдыха изготовить самодельные аэросани, которые часто получаются весьма успешными.

Как сделать аэросани?

Изготовить аэросани своими руками не слишком сложно. Пожалуй самое трудное — это сделать эффективный воздушный винт. Именно от этого будут зависеть основные характеристики самодельного транспорта (скорость, расход топлива и др.) Можно, конечно, купить пропеллер для аэросаней, но найти его в продаже довольно сложно, да и обойтись он может дороже (несколько десятков тысяч рублей), чем все остальное, необходимое для изготовления. Найти недорогой воздушный винт — очень большая удача. Можно попробовать поискать винты от мотодельтапланов, которые прекрасно подойдут и для аэросаней. Но, в большинстве случаев, винт изготавливается самостоятельно.

Обычно самодельный винт для аэросаней изготавливается из дерева, которое проще в обработке, чем металл. При этом важно не только повернуть плоскости лопастей на определенный угол, но и придать им профиль, подобный крылу самолета. В противном случае добиться от винта высокой эффективности не получится. Диаметр воздушного винта составляет обычно не меньше одного метра, часто около 1,5 м. Не лишним будет для безопасности изготовить защиту и покрасить концы лопастей в яркий цвет.

Двигатель можно использовать практически любой, от бензопильного до авиационного. Часто можно встретить самодельные аэросани с двигателем от мотоцикла Урал, отличающийся достаточной мощностью, простой и надежной конструкцией. Винт может быть соединен с двигателем как напрямую, так и через редукторы и передачи: цепные, ременные или карданные. Последний вариант позволяет добиться более низкого центра тяжести, что важно для любого транспорта. Что касается корпуса, количества лыж и прочих особенностей конструкции, то здесь каждый поступает по-своему. В интернете можно найти различные чертежи аэросаней, которые помогут облегчить постройку.

Вывод

Аэросани, в ряде случаев, могут быть предпочтительнее снегоходов. Но купить их довольно сложно, т.к. мало кто занимается их серийным производством. К тому же цена на подобные аэросани может быть в разы выше, чем на снегоходы. Поэтому, если есть навыки, время, возможность и, конечно же, желание, то изготовить аэросани можно своими руками. При этом их постройка, скорее всего, обойдется гораздо дешевле покупки нового снегохода.

Аэросани A-3
Аэросани А-3

 

Читайте также:

Мотособака: особенности конструкции 

Снегоход или мотобуксировщик

Шины низкого давления

Гусеничный модуль на авто

Ночевка в лесу зимой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *