Инструкция по эксплуатации мотобуксировщиков ORR-41, ORR-57, ORR-73

1. Общие моменты

1.1 Основная идея мотобуксировщиков OffRoadRest (сокр. ORR) заключается в том, что подобная техника должна быть предельно простой, надежной и ремонтопригодной при сравнительно невысокой стоимости.

1.2 Согласно действующему законодательству Российской Федерации, мотобуксировщик (мотособака, буксировщик) не подлежит регистрации, а для управления им не требуются какие-либо документы. В то же время передвижение мотобуксировщиков по дорогам общего пользования запрещено (из Википедии).

1.3 Важно понимать, что мотобуксировщики OffRoadRest обладают далеко не безграничными возможностями в плане проходимости, как и любая другая внедорожная/снегоходная техника.

1.4 …

2. Распаковка, первый запуск, обкатка

2.1 Перед первым запуском двигателя необходимо тщательно осмотреть мотобуксировщик на предмет повреждений, которые могли возникнуть при его транспортировке. Особое внимание при осмотре стоит уделить двигателю и органам управления. Обязательно нужно убедиться в том, чтобы рычаг газа работал без заеданий и свободно возвращался в исходное положение.

2.2 Для первого запуска двигателя необходимо:

  • залить в достаточном количестве (не больше!) масло в двигатель и редуктор;
  • залить в бензобак не менее 0,5 л. чистого (!) бензина;
  • открыть топливный кран (нижний рычаг под корпусом воздушного фильтра, вправо по стрелке);
  • перевести выключатель двигателя (спереди) в положение OFF (выкл.);
  • перекрыть воздушную заслонку (верхний рычаг под корпусом воздушного фильтра, влево по стрелке);
  • провернуть несколько раз коленвал двигателя с помощью ручного стартера;
  • Перевести выключатель двигателя (спереди) в положение ON (вкл.);
  • запустить двигатель резким движением ручного стартера (при запуске двигателя Loncin LC175F-2 8,5 л.с. необходимо также выжать рычаг газа примерно на ⅓);
  • после того, как двигатель начнет работать неустойчиво — почти сразу при плюсовой температуре или через пару минут на холоде — открыть воздушную заслонку (верхний рычаг под корпусом воздушного фильтра, вправо против стрелки).
  • двигатель останавливается с помощью выключателя (кнопки) на руле.

2.3 Не стоит обкатывать новый двигатель на холостых оборотах и без нагрузки, т.к. это, предположительно, сокращает его ресурс.

2.4 Новый мотобуксировщик можно сразу эксплуатировать в режиме “обкатки” первые 5 моточасов, т.е. до первой замены масла (см. пп. 3.5, 3.6).

2.5 Во время обкатки следует:

  • избегать высоких нагрузок на двигатель и редуктор;
  • регулярно проверять затяжку всех резьбовых соединений, что также стоит делать и при дальнейшей эксплуатации буксировщика;
  • не отдаляться более чем на 1 км от места базирования.

2.6 …

3. Двигатель и трансмиссия

3.1 На мотобуксировщики OffRoadRest, в зависимости от исполнения, может быть установлен двигатель Lifan, Loncin или другой (опция) мощностью от 6,5 л.с. до 8,5 л.с., оснащенный редуктором с автоматическим центробежным сцеплением.

3.2 Двигатель 4-тактный, т.е. в бензобак заливается чистый, НЕ смешанный с маслом бензин.

3.3 В картер двигателя и редуктор заливается обычное автомобильное моторное масло SAE 5W-30 или похожее (см. руководство по эксплуатации двигателя).

3.4 В редуктор прежде мы рекомендовали заливать масло для АКПП ATF Dexron 3 (красное). Однако в ходе испытаний выяснилось, что обычное моторное масло ничем не уступает Dexron`у при использовании в редукторе с автоматическим сцеплением.

3.5 Замену масла в двигателе и редукторе следует осуществлять одновременно:

  • 1-й раз — спустя 5 часов работы, т.е. примерно после израсходования 1,5-2 х полных баков бензина:
  • 2-й раз и далее — каждые 50 часов работы двигателя, т.е. примерно 1-2 раза в сезон в зависимости от интенсивности эксплуатации.

3.6 До первой замены масла, т.е. первые 5 часов работы, следует избегать высоких нагрузок на двигатель и редуктор. 

3.7 Редуктор с автоматическим центробежным сцеплением не предназначен для эксплуатации на оборотах ниже средних (ниже 2500 об/мин). В противном случае ресурс дисков сцепления сокращается многократно.

3.8 Для эксплуатации мотобуксировщика при температуре ниже минус 15℃ и/или в рыхлом снегу рекомендуем использовать чехол (опция), препятствующих избыточному охлаждению двигателя и обмерзанию тяг дроссельной заслонки. Либо защитить двигатель от холодного воздуха и снега другим способом.

3.9 При движении в рыхлом снегу не стоит сразу после остановки глушить двигатель, т.к. это повышает риск обмерзания подвижных частей карбюратора даже при использовании чехла. Лучше дать поработать двигателю 1-2 минуты на холостых оборотах, а после этого заглушить.

3.10  На всех мотобуксировщиках OffRoadRest используется цепь 428H (усиленная), которая взаимозаменяема с обычной 428-й и цепью Минск-Восход.

3.11 Во время запуска двигателя при температуре ниже минус 10℃ возможен т.н. “самоход” — явление, при котором буксировщик начинает движение сразу после начала работы мотора. Основными причинами этого явления являются загустевшее масло в редукторе и повышенные обороты холостого хода при запуске. Чтобы избежать “самохода” следует:

  • использовать качественное, лучше синтетическое, масло в редукторе (и двигателе);
  • не допускать обмерзания подвижных частей карбюратора;
  • следить за тем, чтобы рычаг дроссельной заслонки свободно возвращался в исходное положение;
  • блокировать возможное движение буксировщика (например, уперев его передней частью в дерево) либо исключить его (сняв цепь) при холодном запуске;
  • использовать чеку аварийной остановки двигателя (при ее наличии) во время запуска.

3.12 …

4. Ходовая часть

4.1 Через несколько километров пробега гусеница мотобуксировщика начинает заметно провисать, что особенно заметно на модели ORR-73 в силу значительной длины. Это нормальное явление, т.к. гусеница новая и разрабатывается. Для того, чтобы подтянуть гусеницу, необходимо:

  • ослабить болты (М16) крепления ведомого вала (балансира);
  • подтянуть гусеницу до легкого провисания верхней ее части, используя винты-полукольца с обеих сторон;
  • затянуть (не сильно) болты (М16) крепления ведомого вала (балансира). 

4.2 Избыточная натяжка гусеницы может привести к повреждению полуколец и даже деформации рамы. Слабая натяжка — к проворачиванию тележек (или скзизовых блоков) и к пробуксовке ведущего вала (редко).

4.3 Подшипники ведущего вала (UCFL-205) смазываются через пресс-масленки (тавотницы) в корпусе подшипников с помощью шприца для густой смазки. Подшипники тележек и ведомого вала можно смазывать жидкой смазкой (через отверстия, закрытые заглушками), но лучше разобрать и смазать густой смазкой, например Литолом. 

4.4 Во всех подшипниках присутствует заводская смазка в достаточном количестве, поэтому первые 1-2 сезона их смазка не требуется при условии, что в подшипники не проникает вода, которая вымывает смазку. 

4.5 При преодолении неровностей одна из тележек мотобуксировщика (часто средняя) может провернуться. Для продолжения движения необходимо вернуть тележку в исходное положение.

4.6 …

5. Опции

5.1 Чехол двигателя позволяет свободно эксплуатировать мотобуксировщик при температуре ниже минус 15℃ и/или в рыхлом снегу.

5.2 Установка двигателя с катушкой освещения, которая позволяет установить на буксировщик 12-вольтовую фару, подогрев ручек руля и т.д.

5.3 Подключение светодиодной фары с установкой ее выключателя на руле мотобуксировщика.

5.4 Установка двигателя Loncin LC175F-2 (B18 type) 5А D20 (8,5 л.с., катушка освещения). Это один из самых мощных двигателей с небольшими габаритами и массой. Особенности (по сравнению с Lifan 170F-TR (8 л.с.) и аналогичными моторами):

  • редуктор крепится на 4 болта вместо положенных 5-ти (отсутствует 5-е отверстие);
  • необходимость снижать обороты ХХ двигателя для нормальной работы редуктора;
  • повышенные максимальные обороты;
  • заметно больший объем и, соответственно, мощность;
  • затрудненный холодный запуск, особенно при низких температурах.

5.5 Сдвоенные звезды (опытное решение) выполняют функцию простейшей КПП. Особенности:

  • увеличение максимальной скорости (на скоростной паре) и запаса тяги (на тяговой паре);
  • облегчение холодного запуска двигателя за счет легкосъемной цепи;
  • для перебрасывания цепи с одной пары звезд на другую необходимо заглушить двигатель, т.к. иначе можно получить травму;
  • при резком снижении оборотов двигателя или во время спуска, т.е. при движении накатом возможно самопроизвольное сбрасывание цепи.

5.6 Установка средней тележки подвески (для ORR-57) предположительно повышает проходимость буксировщика, но при этом способствует тому, что гусеница сильнее забивается снегом.

5.7 ПНД-склизы (опытное решение). Склизовая подвеска проще, дешевле, меньше забивается снегом и, в теории, повышает проходимость. При этом она менее универсальна, чем катковые тележки, т.е. буксировщик на склизовой подвеске не рекомендуется эксплуатировать на плотной и твердой поверхности: лед, наст, укатанный снег и т.п.

5.8 Модуль Толкач (опытное решение) …

5.9 …

6. Технические характеристики

ORR-57ORR-73ORR-41
Габариты (ДхШхВ), см150 x 50 x 70190 x 50 x 70 110 x 50 x 70
Масса, кг809565
ГусеницаБуран 2878×380 мм (57 шагов)Буран-МД 3686×380 мм (73 шага)Буран-Мини 2070×380 мм (41 шаг)
Максимальная скорость, км/ч18*18*18*
Объем картера двигателя, л0,6**0,6**0,6**
Объем картера редуктора, л0,50,50,5
Рекомендуемое масло для двигателя и редуктораSAE 5W-30SAE 5W-30SAE 5W-30
Объем бензобака, л3,5**3,5**3,5**
*Без доп. опций. **Кроме двигателя Loncin LC175F-2 (8,5 л.с.)

7. Гарантия

7.1 На двигатель (Lifan или Loncin), который установлен на мотобуксировщике, действует гарантия производителя сроком 1 год с момента заказа. Гарантийное обслуживание осуществляется в ближайшем сервисном центре, по чеку (отправляется по запросу).

7.2 На раму мотобуксировщика также предоставляется гарантия сроком 1 год с момента заказа. Она подразумевает бесплатное (без учета транспортных расходов) устранение возникших неисправностей, препятствующих эксплуатации буксировщика, вплоть до замены рамы на новую; либо денежную компенсацию.

7.3 Гарантия не распространяется на раму:

  • в конструкцию которой, по желанию заказчика, были внесены изменения;
  • при наличии в конструкции буксировщика опытных решений;
  • которая была повреждена в результате транспортировки, неправильного обслуживания или неаккуратной эксплуатации мотобуксировщика.

7.4 …

8. Прочие моменты

8.1 Перед установкой двигатель и редуктор проверяются на работоспособность в обязательном порядке.

8.2 Полноценное испытание нового мотобуксировщика в рабочих режимах не осуществляется, т.к. это во-первых — влечет дополнительные временные/финансовые затраты, что, в конечном итоге, приведет к увеличению стоимости буксировщика. А во-вторых — нецелесообразно ввиду общей примитивности техники. 

8.3 На новом мотобуксировщике в двигателе и редукторе масло отсутствует (сливается сразу после проверки), т.к. перевозка с маслом в картере противоречит правилам транспортных компаний и в целом нежелательна — при опрокидывании набок масло может залить весь буксировщик.

8.4 Конструкция мотобуксировщика постоянно совершенствуется, поэтому может незначительно отличаться от представленной на странице “Купить мотобуксировщик”. 

8.5 Во время дальних поездок рекомендуем иметь при себе как минимум:

  • запасную свечу зажигания и свечной ключ;
  • запасную цепь и/или замок цепи.

Желательно также иметь при себе запас бензина, т.к. расход топлива сильно зависит от условий движения, а также минимальный набор инструментов (пассатижи, гаечные ключи, отвертка и т.п.).

8.6 Данная инструкция носит рекомендательный характер и может содержать ошибки и неточности.

8.7 …

Последняя правка — 31.08.2022



Инструкция будет регулярно обновляться. Свои замечания, исправления и вопросы оставляйте в комментариях ниже.


Инструкция по эксплуатации мотобуксировщиков ORR-41, ORR-57, ORR-73: 22 комментария

  1. Здравствуйте.Сколько стоит маленькая собака с двс на 6.5 л.с. и с 8 л.с.?

  2. Здравствуйте Алексей. Скажите не изменилась ли цена на данную модель? OffRoadRest-73 (Повышенной проходимости), и есть она у вас в наличии?

    1. Добрый день. Цена не изменилась — 50000 руб. В наличии буксировщики пока не держим, только под заказ. Срок изготовления 2-2,5 недели.

  3. Здравствуйте сколько будет стоить доставка в челябинскую область, поселок Бреды?

  4. Здравствуйте. Подскажите отправка до Красноярска примерно сколько может стоить?

  5. Здравствуйте предоставляете ли вы документы о покупки? Чек. И есть ли проблемы с технадзором при использовании допустим,,,остановили в поле,,,? Можно узнать стоимость доставки до Надыма?

    1. Здравствуйте, да, чек. Доставка — около 3000 руб., ТК GTD. О каких-либо подобных проблемах не слышал. Из Википедии: «В России мотобуксировщики приравнены к средствам малой механизации (как мотоблоки и мотокультиваторы), при их продаже паспорт транспортного средства или паспорт самоходного механизма не выдаётся, следовательно, мотобуксировщики не подлежат регистрации в ГИБДД или в Гостехнадзоре. Так как мотобуксировщики не поднадзорны в контролирующих органах, для их управления водительское или «тракторное» удостоверение не требуется. Однако Правилами дорожного движения движение мотобуксировщиков по дорогам общего пользования запрещено».

  6. Здравствуйте сколько будет стоить доставка в Казахстан г степногорск

  7. Здравствуйте Алексей, интересует комплект с гусянкой на 57, с двиг на 13 л.с. с вариатором. Цену можете прикинуть?

    1. Добрый день. Комплект без двигателя под 13 л.с. (без крепления под вариатор)- 33000 руб (на 2-х тележках)

Добавить комментарий для Reingot (Admin) Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *