На мотоцикле по бездорожью

В данной статье мы рассмотрим некоторые общие моменты передвижения на мотоцикле по бездорожью.

В плане проходимости мотоцикл уступает разве что особо продвинутой внедорожной технике. Даже на неподготовленном для серьезного бездорожья мотоцикле можно забраться дальше, нежели на квадроцикле или внедорожнике. Но, в отличие от других транспортных средств, мотоцикл на бездорожье ведет себя несколько иначе, нежели тот же внедорожник или квадроцикл. Сказывается свойственная этому виду техники неустойчивость. Тем не менее мотоцикл по бездорожью способен передвигаться весьма уверенно, особенно при хорошей подготовке как техники, так и водителя.

Общие моменты

При движении по любой поверхности на любом транспортном средстве очень важно сохранять хорошее сцепление с этой поверхностью. Особенно это касается мотоциклов, т. к. малейшая потеря контакта с землей может грозить падением. Чтобы сохранить контакт, необходимо двигаться с умеренной скоростью. Если вы чувствуете, что мотоцикл начинает водить из стороны в сторону, подбрасывать, то это верный признак того, что скорость нужно сбавить. Поэтому правильное вождение по бездорожью подразумевает, прежде всего, контроль скорости.

Эндуро в грязи
Особо здесь не разгонишься

Коэффициент сцепления различных поверхностей может существенно различаться, что обязательно нужно учитывать. Например, на обычной дорожной резине можно спокойно ехать по сухой грунтовой дороге, мелкому щебню, пыли и даже траве. Сцепления с поверхностью будет вполне достаточно для уверенного движения, пусть и не очень быстрого. Ситуация кардинально меняется, если эти же поверхности становятся мокрыми. Даже сцепление на асфальте значительно ухудшается во время дождя; что уж говорить про грунтовку и траву. Передвигаться по мокрой грунтовой дороге или траве на резине без развитых грунтозацепов невероятно сложно, упасть можно даже при движении на первой передаче. Ситуацию спасает установка «зубастой» резины, которая буквально «вгрызается» в поверхность, обеспечивая надежное сцепление.

Кроссовая резина на "Урал"
Кроссовая резина на «Урал»

Любой мотоцикл, предназначенный для бездорожья, оборудуется как минимум универсальными шинами, обеспечивающими неплохое сцепление как на асфальте, так и на других поверхностях. На чисто внедорожные мотоциклы устанавливаются кроссовые шины с очень развитыми грунтозащепами. Такая резина превращает мотощикл в настоящий вездеход, но делает его почти непригодным для движения по дорогам с твердым покрытием. На асфальте такая резина не только быстро изнашивается, но еще и значительно ухудшает управляемость.

Внедорожную резину можно установить не только на мотоцикл класса кросс или эндуро. На обычные дорожные мотоциклы найти внедорожные шины обычно не сложно. Например, купить кроссовую резину на Урал или Иж можно практически в любом, даже небольшом городе. Таким образом можно оборудовать обычный мотоцикл для бездорожья, который по проходимости будет почти не уступать зарубежным эндуро.

Езда по грязи

Любая езда по бездорожью часто подразумевает именно передвижение по грязи. Мотоциклы по грязи способны уверенно передвигать только на хорошей внедорожной резине. На обычных дорожных шинах сцепление с поверхностью будет не лучше, чем на льду. Даже если шина обладает развитым рисунком протектора, он все равно забьется грязью и никак не улучшит сцепление. Если же дождь застал вас врасплох на дорожных шинах, то ехать нужно очень медленно, на 1-2 передаче на почти холостых оборотах двигателя. Малейшая пробуксовка колеса может обернуться падением, поэтому с ручкой газа стоит обращаться очень осторожно. Двигаться лучше, по возможности, по менее скользкой поверхности. Даже мокрая трава будет обладать чуть лучшим сцеплением, нежели грязь.

При езде в дождливую погоду не так страшна сама грязь, как колеи, накатанные автомобилями, тракторами и другой техникой. Даже неглубокая колея, которая никак не ощущается в сухую погоду, в дождь может стать серьезным препятствием. Если переднее или заднее колесо попадет к колею, то это может грозить разворотом на 90 градусов и падением. А попасть в колею на мокрой грунтовке проще простого. Можно ехать между колеями, но только если этот участок хорошо просматривается. На лесных же дорогах полоса между колеями часто бывает заросшей высокой травой и может подготовить водителю «сюрприз» в виде бревна, полена, ямы и т. д. В таких случаях лучше двигаться по краю колеи, не допуская соскальзывания колес. Если вы все же попали в колею, то можно максимально снизить скорость и, помогая ногами, аккуратно из нее выбраться.

Внедорожный мотоцикл
Объехать грязь не всегда возможно

Снег и лед

На этих поверхностях не то что на обычной дорожной, но и на кроссовой резине делать нечего. По рыхлому снегу на «зубастой» еще можно уверенно ехать, но вот по накатанному это очень опасно. Для движения на мотоцикле по таким поверхностям резину, причем кроссовую, шипуют. Зашиповать шину можно либо у специалистов, либо своими силами. Для самостоятельной шиповки продаются специальные шипы для мотоциклов в виде саморезов, которые просто вкручиваются снаружи в грунтозацепы.

Шипы саморезы
Самостоятельная шиповка «саморезами»

Для этого не нужно даже снимать колесо с мотоцикла. Можно также установить специальные шипы с внутренней стороны покрышки. Но таким образом обычно устанавливаются специальные шипы длиной несколько сантиметров для движения по льду. Конструкция буквально впивается в лед, благодаря чему мотоцикл по льду может передвигаться с приличной скоростью.

Преодоление препятствий и бродов

Препятствия на пути мотоциклиста могут встречаться самые разнообразные: колеи, ямы, бревна, ветки и т. д. Конечно, если есть возможность, то препятствие лучше просто объехать. Если такой возможности нет, то придется его преодолевать. При этом следует соблюдать одно общее правило: пересекать препятствие следует под прямым углом. Также желательно максимально разгрузить переднюю ось, переместив свое тело назад и добавив оборотов двигателя. На тяжелых мотоциклах, где значительная масса приходится именно на переднюю ось, например Уралах, сделать это будет сложно. Тяжелое переднее колесо может просто соскользнуть с препятствия, что грозит падением. Поэтому переезжать через бревна и ямы на тяжелых мотоциклах следует особенно осторожно. Вообще Урал по грязи, как и другие «тяжеловесы», идет довольно устойчиво, но чтобы им управлять требуется немалый опыт.

Брод на мотоцикле
Преодоление брода

Что касается преодоления бродов на мотоциклах, то здесь свои тонкости. Большинство эндуро или кроссовых мотоциклов неспособно преодолеть брод, глубиной более полуметра. Что уж говорить о других классах, не приспособленных для бездорожья. Слишком большая глубина может грозить отказом электрики, гидроударом и другими серьезными поломками, устранить которые на месте будет невозможно. Согласитесь, не очень хорошая перспектива, особенно если вы забрались в такую глушь, где не ловит связь телефон, а до ближайшего населенного пункта идти минимум полдня. Поэтому нужно несколько раз подумать, перед тем, как форсировать брод.

Если водное препятствие все же необходимо преодолеть, то делать это нужно в самом мелком месте. Выдать такие места могут пологие берега и наличие автомобильных следов, которые уже преодолевали брод в этом месте. Не лишним будет пройтись в этом месте пешком и измерить глубину, после чего уже можно медленно и аккуратно преодолевать брод.

Вывод

Даже неподготовленный мотоцикл на бездорожье способен на очень многое. Чтобы уверенно передвигаться и преодолевать любые препятствия необходима хорошая подготовка как техники, так и водителя. Только сочетание богатого опыта, трезвого ума и хорошей подготовки позволит добраться до заветных мест.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *