Теория проходимости

Наверное все слышали о таком понятии, как «проходимость автомобиля». Этот термин означает способность машины или другого транспортного средства преодолевать различные препятствия. Под препятствиями может подразумеваться что угодно: камни, кочки, ямы, ветки и т.д. Проходимость важна, в первую очередь, при движении по бездорожью, на котором полно различных препятствий. Далеко не каждый автомобиль способен уверенно преодолеть небольшую лужу, не говоря уже о бродах, грязи или сугробах. Для движения в таких условиях используются автомобили повышенной проходимости – внедорожники. В тяжелых условиях (снежная целина, болото) даже самый подготовленный внедорожник может застрять, поэтому по таким поверхностям передвигаются преимущественно на вездеходах, обычно гусеничных либо на шинах сверхнизкого давления.

Показатели, влияющие на проходимость

Понятие «проходимость» относится не только к автомобилям, но и к мотоциклам, квадроциклам, снегоходам и прочему транспорту. На примере автомобиля перечислим основные показатели, непосредственно влияющие на проходимость:

  • клиренс;
  • удельное давление на грунт;
  • привод;
  • мощность и крутящий момент;
  • углы свеса;
  • диаметр шин и особенности протектора и грунтозацепов;
  • наличие дополнительного оборудования (шноркель, лебедка и т.д.)

Рассмотрим подробнее, как некоторые характеристики влияют на проходимость.

Клиренс и тип подвески

Клиренсом или дорожным просветом называется расстояние между самой нижней точкой автомобиля и землей. Обычно, чем он больше, тем лучше. У внедорожников он редко бывает меньше 20 см, чего в большинстве случаев достаточно. Что касается подвески, то она может быть зависимой и независимой. Примером автомобиля с зависимой подвеской является УАЗ, проходимость которого можно назвать легендарной, да и некоторые зарубежные внедорожники. Минусом такой подвески является то, что картер моста является самой низкой частью машины, поэтому внедорожники с такой системой обладают меньшим клиренсом, по сравнению с автомобилями, оснащенными независимой подвеской. В то же время, зависимая конструкция прочнее, надежнее и способствует лучшему сцеплению колес неровной поверхностью (вероятность «вывешивания» колеса ниже, чем у независимой конструкции).

Дорожный просвет на военных мостах
Клиренс УАЗа на «военных» мостах

Из достоинств независимой подвески можно выделить меньшую неподрессоренную массу, комфорт, высокий клиренс и более уверенное движение на больших скоростях. Недостатками являются сложность и меньшая надежность конструкции. Подвеска любого типа должна обладать значительной энергоемкостью и прочностью, т.к. испытывает серьезные нагрузки, особенно на пересеченной местности.

Привод

Наличие полного привода на внедорожниках считается обязательным условием. Полный привод может быть постоянным, как на «Ниве» или жестко подключаемым, как на УАЗе. Постоянный полный привод обычно оснащается блокировкой межосевого дифференциала, при включении которого крутящий момент поровну распределяется между передней и задней осями. Существуют и более современные системы полного привода, с электронным распределением крутящего момента и другими особенностями.

Уаз в лесу
Без полного привода здесь делать нечего

Давление на грунт и шины

Этот, довольно неоднозначный показатель также сильно влияет на проходимость. Его неоднозначность проявляется в том, что некоторых ситуациях лучше большее давление, в других – меньшее. Все зависит от типа поверхности. Например, по неглубокой грязи автомобиль с более узкими шинами за счет большего удельного давления будет двигаться увереннее этого же автомобиля, но с широкими колесами. Именно благодаря этому «Запорожец» за счет узких шин и заднего расположения двигателя обладает отличной проходимостью, хоть и не является внедорожником. С другой стороны автомобили высокой проходимости с большим удельным давлением на вязких грунтах могут просто «сесть на брюхо». На таких поверхностях лучше использовать широкие шины низкого и сверхнизкого давления большего диаметра, создающие малое давление. Вездеходы на таких шинах способны передвигаться по болотистой местности, грязи и, при достаточной плавучести, по воде.

Шины низкого давления
Вездеход «ТРЭКОЛ»

Дополнительное оборудование

Для повышения проходимости нередко на автомобиль устанавливают:

  • шноркель (для преодоления бродов):
  • силовые бампера и кенгурятники;
  • тросы-веткоотбойники;
  • лебедки и многое другое.
Трэкол
«ТРЭКОЛ» с лебедкой, шноркелем и тросами-веткоотбойниками

Эти дополнения нередко улучшают проходимость автомобиля, позволяя преодолеть самые тяжелые препятствия и снижая риск повреждений. Однако полностью полагаться на них не стоит, ведь не зря говорят: «Чем круче джип, тем дальше бежать за трактором». Важно трезво оценивать возможности своей техники, следить за ее состоянием и обладать немалым «внедорожным» опытом, чтобы уверенно добраться до места назначения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *