Доброго времени суток, друзья. Не так давно мы рассматривали гусеничные модули на внедорожники — отличное средство для повышения проходимости автомобиля. Сегодня поговорим еще об одном прекрасном изобретении — шинах низкого и сверхнизкого давления. Разница между колесами низкого и сверхнизкого давления условна, поэтому ей можно пренебречь. Итак, чем же хороши пневматики, каковы их особенности, преимущества и недостатки? Сколько они стоят и можно ли сделать шины низкого давления своими руками? Попробуем ответить на эти вопросы.
Особенности колес низкого давления
Главной отличительной чертой пневматиков является, как нетрудно догадаться, пониженное давление внутри шины. Чтобы справиться с высокой нагрузкой радиус такого колеса значительно больше, нежели обычного дорожного. Наружный диаметр может доходить до метра и более. Благодаря этому сильно увеличивается площадь пятна контакта, из-за чего автомобиль оказывает меньшее давление на грунт. Этот принцип используется также в гусеничной технике, которая обязана своей проходимостью, в первую очередь, именно малому давлению на грунт.
Во время движения вездеход на пневматиках оказывает давление на грунт, соизмеримый с ногой человека, а то и меньше. Благодаря этому шина не проваливается в грязь и снег и как-бы огибает все неровности поверхности, за счет чего создается отличное сцепление. Многие вездеходы на таких колесах и почти все каракаты (легкие транспортные средства обычно на базе мотоцикла или полностью самодельные) способны передвигаться по любой поверхности (болоту, снежной целине) и плавать как за счет вращения колес, так и с помощью установленного лодочного мотора.
Колеса низкого давления могут устанавливаться на внедорожную технику как производителем, так с владельцем. Подобные приспособления используются на автомобилях (вездеходы ТРЭКОЛ, например), квадроциклах и мотоциклах (Racer Forester, на фото). Большинство самодельных и серийно выпускаемых вездеходов использует в качестве движителя либо гусеницу, либо шины низкого давления. Некоторые владельцы внедорожников оснащают свои автомобили этими устройствами, желая получить снегоход на шинах низкого давления, способный передвигаться в любое время года по любой поверхности. Несмотря на кажущуюся простоту установка пневматиков на автомобиль — довольно сложная задача. Рассмотрим основные моменты.
Установка колес низкого давления на УАЗ, Ниву или другую технику
Нельзя просто взять и поставить колесо низкого давления на автомобиль. Если подобрать диск под ступицу своего внедорожника легко, то запихнуть колесо диаметром с 1,5-2 раза больше родного в стандартную арку — непростая задача. Многие решают ее лифтингом подвески или кузова, резкой колесных арок, выносом колес за пределы кузова (отрицательный вылет) и другими методами. Часто к этому вопросу подходят комплексно: поднимают кузов над рамой, вырезают арки, ставят на них расширители, переходники на ступицы и многое другое. И это касается только установки.
Чтобы внедорожник смог уверенно преодолевать бездорожье необходимо серьезно доработать многие узлы. Дело в том, что при установке больших колес нагрузка на них многократно возрастает. Прежде всего это касается элементов подвески и трансмиссии. Подвеску часто усиливают, а главные пары меняют на другие, с более подходящим передаточным отношением. Если этого не сделать, то карданы и полуоси могут не выдержать возросшей нагрузки. Также несколько снижается ресурс сцепления и коробки передач. Но результат того стоит, ведь вы получаете нечто большее, чем простой внедорожник — вездеход, на котором вы сможете добраться куда угодно.
Плюсы и минусы шин низкого давления
Достоинства и недостатки пневматиков вроде бы очевидны, но все же давайте их перечислим. Начнем с достоинств:
- значительное увеличение проходимости;
- положительная плавучесть;
- возможность использования в сельскохозяйственных целях благодаря низкому давлению на грунт;
- всесезонность.
Теперь о недостатках:
- необходимость существенной доработки автомобиля (гусеничные модули в этом плане проще);
- снижение надежности и ресурса некоторых агрегатов;
- изменение центра тяжести (возрастает риск опрокидывания);
- увеличение расхода топлива;
- худшие характеристики на твердом покрытии (шум, вибрация, быстрый износ шин и т.д.);
- возможны проблемы с документами.
Многие из этих недостатков характерны для большинства вездеходов, поэтому на них можно смело закрыть глаза. Мы же не станем использовать УАЗ на шинах низкого давления для поездки по городу или трассе, хотя при необходимости это возможно.
Самодельные шины низкого давления
Цена самых дешевых шин низкого давления на УАЗ или другой внедорожник составит никак не меньше 10-15 тыс. рублей за одно колесо. Поэтому самодельные шины низкого давления получили большое распространение. В простейшем случае они представляют собой резиновую камеру, зафиксированную на диске с помощью жгутов или чем-то подобным. Отлично подходят камеры от авиационной техники благодаря своей прочности, но достать их очень нелегко, поэтому часто используются камеры от грузовиков, тракторов и подобной техники. Шины получаются очень легкими, прекрасно ведут себя на воде и на снегу, но, к сожалению, быстро изнашиваются и весьма непрочные.
Чтобы побороть эти недостатки народные умельцы идут другим путем — делают шины сверхнизкого давления их покрышек некоторых грузовиков, например ГАЗ-66. Процесс кустарного изготовления колеса называется обдирка, и это слово наглядно описывает весь процесс производства. Для обдирки используются различные инструменты: резаки, кусачки и даже электрические лебедки. Для изготовления одной шины может потребоваться несколько дней, зато такие колеса обойдутся в разы дешевле заводских.
Вывод
Колеса сверхнизкого давления завоевывают все больше и больше поклонников, что неудивительно. Они позволяют сделать вездеход, который будет не уступать, а в чем-то и превосходить гусеничные модели. При этом стоимость постройки такого вездехода будет заметно ниже, чем стоимость гусеничной машины.
Спасибо за внимание! Пишите в комментариях, что думаете по поводу колес низкого давления.