Приветствую! В дополнение к предыдущим статьям по самодельному мотобуксировщику и китайскому двигателю Forza хотелось бы поделиться своими наблюдениями, касающимися подвески мотособаки. Что лучше: катковая или склизовая подвеска — это, пожалуй, одна из самых обсуждаемых тем среди владельцев снегоходной техники. Попробуем выделить достоинства и недостатки каждого типа подвески применительно к мотособаке.
Что лучше: склизы или катки на мотобуксировщике?
Напомню, что на моей мотособаке стоят самодельные неподрессоренные склизы из березы. а у моего знакомого аналогичный по характеристикам буксировщик, только на катковой подвеске (3 тележки). Итак, перечислим основные преимущества склизовой подвески по сравнению с катковой:
- Простота конструкции. В моем случае лишь каркас и направляющие для склизов.
- Дешевизна. Это и так очевидно, одна тележка катков под 380-ю гусеницу обойдется в районе 1 500 рублей. Полагаю склизы гораздо дешевле, а в моем случае вообще копеечные.
- Проходимость. Спорное преимущество, т.к. на склизах можно передвигаться только по снегу, причем не укатанному. Зато в рыхлом снегу склизы обеспечивают более равномерное давление на снег, соответственно лучшую проходимость. Во всяком случае так должно быть, на практике же я большую разницу в проходимости не заметил.
Теперь недостатки склизовой подвески:
- Ограниченность в применении. Как уже было сказано. Склизы желательно использоваться только по рыхлому снегу. По укатанному снегу и уж тем более льду склизы не будут смазываться и охлаждаться, соответственно быстро сотрутся.
- Жесткость. Характерно только для не подпружиненных склизов, как в моем случае. В рыхлом снегу почти не замечается.
- Точность установки. Важно, чтобы склизы скользили только по металлическим скобам гусеницы, иначе они будут работать как тормоз.
По склизам вроде все, если ничего не забыл. Теперь поговорим о катках.
Особенности катковой подвески на мотобуксировщике
Что касается достоинств и недостатков катков, то тут можно особо не расписывать, т.к. все вытекает из вышеперечисленных плюсов и минусов склизов. Просто перечислим их. Итак, преимущества катков:
- Универсальность и всесезонность. Мотособаку на катковой подвеске можно эксплуатировать на любой поверхности: снег, лед, трава, болото и т.д.
- Мягкость. Готовые катковые тележки подпружинены.
- Простота установки. Катки не требуют такой точности, как склизы.
И недостатки:
- Сложность конструкции.
- Дороговизна. Как я уже сказал, одна тележка на 380-ю гусеницу стоит около 1500 рублей, а надо их как минимум две.
- Хуже проходимость. Опять таки спорный момент.
Вывод
Итак, что же лучше для мотобуксировщика — катки или склизы? Подавляющее большинство мотособак, которых я видел в продаже, на катковой подвеске. Все таки она более универсальна и позволяет спокойно передвигаться по зимним дорогам и льду, что важно для любителей зимней рыбалки. Склизы же разумно применять для поездок чисто по рыхлому снегу с редкими и непродолжительными выездами на дорогу или лед. Также можно упомянуть комбинированные варианты подвески, которые сочетают в себе как преимущества, так и недостатки катков и склизов.
Возможно я в чем то немного ошибаюсь. Если так, буду рад вашим дополнениям в комментариях.
Читайте также:
Постройка мотособаки на деревянных склизах
Усиление пластиковых волокуш
Самодельные металлические волокуши
Снегоход или мотобуксировщик
Подготовка китайского двигателя к зиме