На пути внедорожной техники нередко встречаются различные водные препятствия: реки, озера, болота, канавы, затопленные участки дороги и т.д. По возможности подобные трудные участки лучше объехать, т.к. преодоление водных препятствий — рискованное дело. Но это не всегда целесообразно. Рассмотрим основные моменты преодоления брода на автомобиле, квадроцикле и другой внедорожной (не вездеходной) технике.
Что такое брод и что нужно знать для его преодоления?
Обычно бродом называется неглубокий участок реки, по которому можно пройти или проехать. В более широком смысле под бродом может подразумеваться любое преодолеваемое водное препятствие.
Итак, что нужно знать для успешного преодоления водного препятствия?
- Максимально допустимая глубина брода своей техники. Теоретически она ограничена только высотой забора воздуха, если все остальные важные узлы невосприимчивы к воде или защищены от нее. Следующее видео это наглядно демонстрирует:
Увеличить высоту забора воздуха можно с помощью шноркеля — весьма полезного дополнения при частых “водных процедурах”.
- Глубина водного препятствия. Здесь справедлива пословица “Не зная броду, не суйся в воду”, причем в ее прямом значении. Глубину лучше промерить пешком, надев высокие сапоги, бахилы ОЗК, комбинезон химзащиты или что-то подобное.
- Несущая способность дна. Также определяется пешком. Если дно плотное или вязкое, то это сразу чувствуется. Преодолевая брод с неплотным дном высок риск застрять, причем основательно.
- Рельеф дна. Даже в неглубокой луже могут быть скрытые ямы глубиной более полуметра. Такое характерно для затопленных участков дорог, особенно в болотистой местности. Почти метровые затопленные колеи в таких местах — не редкость. Попав в них даже на лифтованном внедорожнике можно “сесть на брюхо”.
Общие моменты езды вброд
- Стоит трезво оценивать возможности своего внедорожника или мототехники. Нельзя забывать, что это не болотоход-амфибия, которому не страшны водные преграды.
- По возможности нужно подготовить технику к “купанию”: шноркель, вывод сапунов наверх, защита электрики и т.п. Также стоит иметь запас топлива, масла, основные расходники, необходимые запчасти и инструменты. Расход топлива и нагрузка на основные узлы техники в сложных условиях возрастают многократно; не стоит это забывать.
- Снова вспоминаем поговорку “Не зная броду, не суйся в воду”. Перед тем как проехать вброд в неизвестном месте крайне желательно “прощупать” это место пешком. Это поможет выбрать оптимальный маршрут и предостеречь от различных неприятностей.
- Стоит иметь подстраховку в виде другого автомобиля (лучше — трактора), лебедки, хайджека и т.п. Также водные преграды не стоит преодолевать в одиночку. Это касается поездок по бездорожью в целом.
- Снаряжение. Для брожения по воде стоит иметь непромокаемый комбинезон или что-то подобное, особенно в холодную погоду.
- Питьевая вода. Поиск неглубокого участка, особенно где-нибудь в зарослях, а также вызволение застрявшей техники отнимают много сил. Если дело происходит в жару, то литра воды одному человеку может не хватить и на час. Это нужно учитывать; лучше взять меньше еды, чем воды.
- Средства навигации и связи. Не стоит недооценивать их важность, т.к. в критической ситуации телефон может спасти жизнь, а грамотно проложенный заранее маршрут сэкономит кучу времени и сил. Что касается связи, то в не особо глухих местах можно ограничиться обычным телефоном, желательно защищенным. Если же часто приходится выбираться в совсем безлюдные места — стоит задуматься над покупкой спутникового телефона. Вообще навигации и связи посвящено множество статей на этом сайте в соответствующих рубриках.
Вывод
Форсирование водных преград является довольно рискованным делом, поэтому без особой необходимости этого делать не следует. Если все же принято решение о преодолении водного препятствия вброд, то делать это следует с предельным вниманием и осторожностью. Лучше лишний раз промерить пешком глубину и характер сложного участка, чем потом идти за трактором несколько километров.
Читайте также:
Шноркель
Движуха на болотах
Теория проходимости
Удельное давление на грунт
Шины низкого давления